Медиабезопасность

Бурное развитие компьютерных технологий существенно изменило структура досуга детей и подростков, повальным и модным ныне увлечением детей становятся компьютерные игры и общение в социальных сетях.

Ребенка привлекает в игре: наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; отсутствие ответственности; реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; возможность самостоятельно принимать любые в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.

Ученики все чаще зависают в различных социальных сетях, в большинстве которых имеются чаты с телефоном и видео. Безобидное на первый взгляд времяпрепровождение таит в себе множество подводных камней. Общение со сверстниками дома, во дворе, в школе  все больше заменяется виртуальным.  При виртуальном общении собеседники не видят друг друга, не знают разницы ни в поле, ни в возрасте, могут писать все что угодно и как угодно – краснеть не придется. Такие дети страдают полным небрежением к грамоте, становятся бесчувственными к окружающим в реальном мире, теряют чувство времени, становятся необязательными в выполнении обещаний, не переносят непривычный некомпьютерный труд. 

Интернет-зависимость и игромания – это формы компьютерной зависимости, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером.

Компьютерная зависимость - патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером, способ ухода от реальности. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный  выход.

Компьютерная зависимость осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.

Для борьбы с компьютерной зависимостью необходимо привлечь ребенка  в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и социальные сети не стали заменой реальности; показать  ребенку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют  тело и нормализуют психологическое состояние.

В сетях Интернет детей подстерегает много опасностей: Кибербуллинг, Хеппислепинг, Буллицид, Фишинг, Кибермошенничество, а также вредоносные программы,  которые могут и без «общения» с пользователем красть различные пароли, логины, информацию о кредитных картах, следить за пользователем и нанести вред компьютеру.

Для детской психики Интернет – это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников. Но не стоит в целях профилактики перекрывать ребенку выход в Интернет. Есть компромиссное решение: программы для контроля Интернета. Их можно установить как в компьютерном классе, так и на домашнем компьютере. Одной из таких программ является программа Семейная безопасность Windows Live, которая является бесплатным приложением к Windows.

Программа  Семейная безопасность  Windows Live позволяет:

  • ограничение работы за компьютером, можно задать конкретные дни и время, в которое можно включать компьютер и когда он автоматически отключится;
  • ограничить права доступа к программам и сайтам, что позволит закрыть доступ к порнографии и другому взрослому контенту.
  • управлять списком веб-сайтов, которые можно посещать вашим детям, и контактов, с которыми они смогут общаться в Интернете.
  • предоставлять полезные и простые в изучении отчеты о  действиях детей в сети Интернет (список сайтов, которые он посещал и др.)

Существуют специальные детские поисковые системы, которые  индексируют не все сайты, а только сайты с детской или околодетской тематикой.

Для того чтобы оградить детей от нежелательной, негативной информации созданы детские браузеры. Среди них у нас наиболее популярен русскоязычный браузер Гогуль (http://www.gogul.tv/manual/).  Безопасность ребёнка в Интернете обеспечивается в нем за счёт наличия собственного каталога детских сайтов, проверенных педагогами и психологами и рекомендованных к просмотру. Кроме того Гогуль ведёт статистику посещённых сайтов для контроля родителями, а также может ограничивать время пребывания ребёнка в интернете.

Медиабезопасность детей в Интернет, должна обеспечиваться совместными усилиями школы и родителей. В каждой школе должна быть разработана программа по медиабезопасности, которая включает: уроки и внеклассные мероприятия по медиабезопасности, недели медиавбезопасности, тематические модули по медиабезопасности  в рамках предметов технология или информатика, мероприятия по медиабезопасности для родителей.

Всё для детей с удобством для родителей!